ОГЭ

03.12.2020, 17:55

9 А, Б, Д класс [Литература]

Учитель: 

Теоретическая часть

Форма и содержание литературного произведения

м

Литературное произведение следует читать на двух языках: непосредственно на том, на котором произведение написано, и на специфическом языке искусства, в котором выражается скрытый, не сразу понимаемый читателем, возникающий после определённой работы смысл. Не всегда читатель понимает важность работы по постижению языка искусства. Может быть, к убеждению в важности такой работы вы сможете прийти после сравнения литературного произведения с живописной картиной.

Смысл картины тоже не сразу становится явным для зрителя. Рассматривая детали картины, вникая в особенности её композиции, цветового решения, зритель постепенно постигает содержание произведения живописи.

Рассмотрите репродукцию картины М. В. Добужинского «Домик в Петербурге». Постарайтесь объяснить себе содержание этой картины, её смысл. Несомненно, что более глубоко понять картину вам поможет следующая работа.

Форма и содержание литературного произведения

Мысленно разделите картину М. В. Добужинского на «зоны». Объясните, что легло в основание вашего деления картины. (Зона — от греч. «пояс» — пространство, характеризующееся определёнными общими признаками, полоса.)

Начертите схему картины, выделенные вами «зоны», назовите признак деления. Примерно схема должна выглядеть так:

Форма и содержание литературного произведения

В таком делении картины проявился замысел автора, а понимание особенностей композиции картины позволяет понять и её содержание.

Чем удивляет нас картина М. В. Добужинского «Петербургский домик»? Наверное, тем, что домик, изображённый на переднем плане картины, мало похож на петербургский. Это какой-то провинциальный русский домик с невысоким крытым крылечком и просторными сенями, со скамейкой под окном, закрытой кронами деревьев, с калиткой из жердей. Не будь на заднем плане высокого прямого многоэтажного дома, сросшегося с соседним таким же огромным, — кто б сказал, что домик в Петербурге?

Дома так высоки, что из-за них не видно неба, а мы не можем сказать, сколько в них этажей — можем только сказать, что, несомненно, они тянутся в небо и застилают его.

Что в них? Казармы? Конторы? Это многоквартирные доходные дома?

Что за домами? Одна из петербургских набережных — Невы или Фонтанки? Петербургский проспект или площадь?

Петербург заявляет о себе и в окраске каменных зданий — один дом жёлтый, соседний с ним — терракотовый. Дом жёлтого цвета — скорее всего, казённый дом, именно охра чаще всего использовалась в Петербурге для окраски казённых зданий. («Над желтизной правительственных зданий» — так начинаются «Петербургские строфы» О. Э. Мандельштама.)

Две «полосы» на картине: верхняя—«петербургская», государственная, каменная, искусственная; нижняя—«русская», провинциальная, частная, земная, естественная. Государственная загородила, задавила, подмяла частную. Частная продолжает теплиться, дышать; пытается сохранить русские привычки — скамеечку под окном — она не только даст возможность встречи с соседями, но и возможность вдохнуть свежий воздух. Естественное пробивается городской растительностью, ищущей солнца. Два образа жизни противопоставлены друг другу. Не будь той композиции, какой её выбирает художник, — увидели ли бы мы это противопоставление? Поняли ли бы мы мысли художника?

Итак, композиция — один из важнейших знаков художественного произведения. Умение увидеть этот знак и «прочитать» его, расшифровать — умение, ведущее к пониманию авторской мысли.

Нечто подобное необходимо делать и для того, чтобы понять содержание, мысли, высказанные художником в литературном произведении. Анализ особенностей композиции позволяет понять идею произведения.

 

Композиция

Композиция — один из важнейших знаков художественного произведения. Умение увидеть этот знак и «прочитать» его, расшифровать — умение, ведущее к пониманию авторской мысли. Нечто подобное необходимо делать и для того, чтобы понять содержание, мысли, высказанные художником в литературном произведении. Анализ особенностей композиции позволяет понять идею произведения.

Композиция (от лат. «составление, связывание») — построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером, назначением и во многом определяющее его восприятие. Композиция — это состав и определённое расположение частей, элементов и образов произведения в некоторой значимой временной последовательности.

Писатель сочетает между собой части и элементы произведения, они взаимодействуют, дополняют друг друга и образуют единое целое. Композиция есть у каждого литературного произведения. И в романе, и в лирическом стихотворении есть свои принципы построения, последовательность входящих в него элементов, расположенных в определённой системе.

Например, изображая героя, писатель будет постепенно вводить в произведение рассказ о тех или иных свойствах характера, включать описание внешности героя, его комнаты, обращая внимание на которые читатель может получить полное представление о художественном образе. Описание внешности героя (портрет), события, с ним происходившие (эпизоды), поступки, которые он совершает, описания окружающей природы (пейзаж), детали обстановки, в которой герой живёт (интерьер), характеристику его переживаний, собственно прямую речь героя и др. — всё важно для создания художественного образа и его восприятия.

Писатель продумывает последовательность и взаимодействие отдельных элементов. Особенности в последовательности отдельных событий в произведении, в соединении отдельных элементов произведения создают своеобразие композиции.

Действие может начинаться с конца событий, последующие эпизоды восстанавливают ход событий. Это обратная композиция.

Писатель обрамляет события произведения, использует повтор описаний, действий, в стихотворном произведении — строф. Это кольцевая композиция.

Писатель использует приём ретроспекции — возвращения действия в прошлое — например, рассказ о прошлом Чичикова в последней, одиннадцатой главе поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души».

Нередко используется приём «рассказа в рассказе», когда герой рассказывает какую-то свою историю. Например, рассказ Ивана Васильевича в рассказе Л. Н. Толстого «После бала».

Композиция всегда выступает для автора важнейшим способом воплощения идеи произведения; размышления над особенностями композиции помогают читателю понять идею произведения.

Принято выделять внешнюю и внутреннюю композицию произведения. Внешняя композиция — это деление на главы, части (тома, отдельные повести) произведения.

В таком делении, как и в каждой детали произведения, прослеживается замысел автора; осмысление особенностей композиции позволяет читателю понять идею произведения.

Литературное произведение представляет собой единое художественное целое, в которое входят отдельные элементы. Эти элементы самостоятельны и взаимосвязаны. Принцип связи отдельных элементов в единое целое и является композицией произведения, особенности взаимосвязи являются особенностями композиции.

Элементы композиции

Внесюжетные элементы (эпиграф, вставные рассказы и эпизоды, письма, сны, истории, рассказанные героями, песни, воспоминания, лирические отступления) — элементы композиции, части произведения, не имеющие прямого отношения к сюжетному действию, не продвигающие сюжет. При этом внесюжетные элементы не менее важны, чем сам сюжет, они помогают автору донести идею произведения до читателя.

К внесюжетным элементам произведения относятся вставные эпизоды («Повесть о капитане Копейкине» в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души»), авторские отступления (например, рассказ автора о театре и русских драматургах в 1-й главе романа «Евгений Онегин» («Волшебный край! Там в стары годы…»).

К внесюжетным элементам может быть отнесен и рассказ героя, например рассказы мальчиков в «Бежином луге» И. С. Тургенева.

Эпиграф — небольшой текст — цитата, пословица или поговорка, реплика из разговора, которую автор помещает перед началом произведения. Эпиграф отражает основную мысль произведения. Обратив внимание на эпиграф, читатель уже в какой-то степени подготовлен к чтению, пониманию идеи произведения.

Лирические отступления — форма авторской речи, слово автора-повествователя, дающего оценку описываемым событиям, комментирующего их, высказывающего собственную точку зрения на события. Лирические отступления могут быть посвящены вопросам, не имеющим прямого отношения к теме произведения.

Лирические отступления могут быть включены для представления высшей, идеальной точки зрения (некоторые лирические отступления в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души») и установить сердечно-интимный, эмоциональный контакт автора с читателем, родственный «внушению» в лирической поэзии. Лирические отступления особенно органичны для романа (повести) в стихах ввиду условности стихотворной формы и эмоциональных возможностей поэтической речи (например, роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин», «Книга про бойца» А. Т. Твардовского «Василий Тёркин»).

Например, лирические отступления в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». «Я пишу не роман, а роман в стихах — дьявольская разница»,— так сообщал А. С. Пушкин о начале работы над «Евгением Онегиным», подчёркивая его нетрадиционность. В восьмой главе автор называет свой роман «свободным». Свобода — это прежде всего непринуждённая беседа с читателем с помощью лирических отступлений, выражение мыслей авторского «я».

Композиция

А. С. Пушкин создал лиро-эпическое произведение, в котором соединилось повествование о современном Пушкину герое и обществе, об особенностях русского быта первой четверти XIX века и их оценка, собственные размышления Пушкина о времени, людях, родине. И в самом характере повествования, и в лирических отступлениях «личность поэта отразилась… с такой полнотою, светло и ясно, как ни в одном другом произведении Пушкина» — так о романе «Евгений Онегин» написал В. Г. Белинский. Автор «Евгения Онегина» создал в романе свой образ — образ автора в романе «Евгений Онегин». (Обратите внимание: не А. С. Пушкина, а автора — условной фигуры, действующей в романе хоть и не совсем так, как действуют его остальные герои, однако являющейся самостоятельным персонажем произведения.)

 

 

Выполнить задание: