ОГЭ

03.12.2020, 17:40

9 А, Б, Д класс [Литература]

Учитель: 

Теоретическая часть

Литературные роды. Жанры литературы

Деление художественной литературы на три рода произошло ещё в древности. В основу этого деления положена цель высказывания автора в произведении: рассказать о переживании — лирика; передать мысли о происходящем, дать им оценку с точки зрения объективного наблюдателя — эпос; показать конфликты (столкновения мнений, разных точек зрения) — драма.

Можно иначе объяснить деление художественной литературы на три рода: по типу отношения автора произведения к художественному целому, к тому, что воссоздано в художественном произведении.

Различают три рода художественной литературы: эпический, лирический и драматический.

Представляя читателю тот или иной предмет разговора, автор выбирает к нему разные подходы.

Первый подход: можно подробно рассказать о предмете, о событиях, с ним связанных, об обстоятельствах существования этого предмета и т. д.; при этом позиция автора будет в той или иной степени отстранённой, автор выступит в роли рассказчика — стороннего наблюдателя и будет вести повествование от третьего лица, или выступит рассказчиком (автор-повествователь), ведущего повествование от первого лица, или выберет рассказчиком кого-нибудь из персонажей. Главным в таком произведении станет именно рассказ, повествование о предмете, смена действий; ведущим типом речи будет именно повествование; такой род литературы именуется эпическим.

Второй подход: можно поведать не столько о событиях, сколько о том впечатлении, которое они произвели на автора, о тех чувствах, которые они вызвали; изображение внутреннего мира, переживаний, впечатлений и будет относиться к лирическому роду литературы; именно переживание становится главным событием лирики.

Третий подход: можно изобразить предмет в действии, показать его на сцене; представить читателю и зрителю его в окружении других явлений. Такой род литературы является драматическим; в драме непосредственно голос автора будет звучать реже всего — в ремарках — в авторских пояснениях к действию и репликам героев.

Роды художественной литературы

Литературные роды

Каждый род литературы, в свою очередь, включает ряд жанров.

Жанр — это исторически сложившаяся группа произведений, объединённых общими признаками содержания и формы. К таким группам относятся романы, повести, поэмы, элегии, рассказы, трагедии, комедии и т. д.

Виды и жанры художественной литературы

Жанры литературы

Современное литературоведение выделяет также четвёртый, смежный род литературы, совмещающий в себе черты эпического и лирического родов, лиро-эпический, к которому относятся поэма, баллада. И действительно, рассказывая читателю какую-либо историю, поэма и баллада проявляют себя как эпос; раскрывая перед читателем глубину чувств, внутренний мир лица, рассказывающего эту историю, поэма и баллада проявляют себя как лирика

Эпос

Эпос (от греч. «слово, повествование, рассказ») — род литературы, повествование о событиях, предполагаемых в прошлом (как бы свершившихся и вспоминаемых повествователем). Эпос охватывает бытие в его сложности, множественности событий, причинно-следственных связях, пространственно-временной протяжённости и событийной насыщенности (сюжетность).

Эпос, в отличие от лирики, беспристрастен и объективен в момент повествования.

Эпос, в отличие от драмы, изобразителен: включает в себя, к примеру, описание природы, внешности героев и т. д.

В эпических произведениях могут быть описаны как большие, так и ограниченные пространства, как длинные промежутки времени, так и короткие — это зависит от жанра эпического произведения и задачи, которую решает автор.

Эпические произведения обладают большими возможностями для изображения; в эпических произведениях присутствуют портреты, прямые характеристики, диалоги и монологи, пейзажи, интерьеры, описание действий, жестов, мимики героев.

 

Жанры эпических произведений

Роман — развёрнутое повествование о человеческой жизни с её страстями, борьбой, чувствами. Главный герой романа проходит через борьбу, столкновения с собой и обществом. Неслучайным является время, воссоздаваемое в романе: действия в романе происходят на фоне событий, борьбы идей, важных для всего государства как в историческом плане, так и в нравственном.

Один из романов, включённых в кодификатор единиц содержания, проверяемых на ОГЭ, — роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Главный герой романа — представитель высшего дворянства, которого автор наделяет такими ценными качествами, как ум, храбрость, решительность, образованность. При этом герой говорит о себе, что он глубоко несчастлив. Писатель не случайно называет роман «Герой нашего времени»: в названии подчёркнута типичность главного героя для времени, в котором происходит действие произведения. М. Ю. Лермонтов вслед за А. С. Пушкиным подмечает такую черту в людях: «глядеть в Наполеоны». (Вспомним: «Мы все глядим в Наполеоны, двуногих тварей миллионы для нас орудие одно; нам чувство дико и смешно». А. С. Пушкин «Евгений Онегин».) Тему «наполеонизма» продолжил Лермонтов, показывая стремление современников бороться за собственное превосходство над другими, не замечая боли, страданий, чувств людей, которые становятся жертвами в этой борьбе. В нравственном плане эта борьба разрушительна и действительно требует осмысления в романе.

Роман отличается сложностью повествования, в нём не одна, а множество сюжетных линий; каждая из них не случайна, позволяет более точно и глубоко понять характер главного героя.

Так, например, главный герой Печорин показан в отношениях с Максим Максимычем, с женщинами — Верой, княжной Мери, Бэлой, в столкновении с Грушницким. Каждая из сюжетных линий позволяет проникнуть в идею романа, которую автор вкладывает в образ. Главный герой в романе имеет свой путь нравственных исканий. Это может быть путь наверх — к выходу из душевного кризиса, это может быть путь вниз — к нравственной гибели, опустошению, разочарованию.

В русской литературе существует роман, жанр которого определён самим автором. Это роман «Евгений Онегин», роман в стихах. «Я теперь пишу не роман, а роман в стихах — дьявольская разница», — писал А. С. Пушкин П. А. Вяземскому.

В повествование со стихами вносится лирический элемент, связанный с передачей настроения, переживаний, чувств. Не чувств и переживаний героев — это происходит и в романе в прозе, а чувств и переживаний самого автора:

эпос

Или ещё один отрывок, отражающий иное переживание, иное чувство — гордости, глубокой связи с Отечеством, его историей, народом:

Эпос. Жанры эпических произведений

Жанр романа в стихах позволил А. С. Пушкину быть свободным в разговоре с читателем: он даёт оценки своим героям и их действиям, комментирует их:

Эпос. Жанры эпических произведений

Пушкин в романе иронизирует, любуется, негодует, радуется, грустит, восхищается.


Роман-эпопея — самый крупный жанр эпического рода литературы. Действия героев романа-эпопеи происходят на фоне исторических событий, меняющих судьбы мира, которые так или иначе затрагивают каждую человеческую судьбу. В русской литературе мы знаем два таких произведения: «Война и мир» Л. Н. Толстого (в основе исторического повествования события войны с Наполеоном) и «Тихий Дон» М. А. Шолохова (Первая мировая война, революция, Верхне-донское восстание).

«Война и мир» и «Тихий Дон» —произведения, которые изучаются в школе в 10-м и 11-м классах. В 9-м классе изучается произведение, близкое по жанру эпопее. Это поэма Н. В. Гоголя «Мёртвые души». Обычно мы представляем себе поэму как произведение, написанное в стихах. «Мёртвые души» написаны в прозе.

Начиная работать над «Мёртвыми душами», Гоголь называл новое произведение романом. Впоследствии Гоголь пришёл к убеждению, что его новое произведение — поэма, и не в традиционном, а в особом значении слова.

В набросках к «Учебной книге словесности для русского юношества» Гоголь выделяет в литературе ряд видов повествования в зависимости от широты охвата жизненных явлений. Рамки романа, условного (несвободного), как считал Гоголь, повествования, где основное внимание романиста должно быть сосредоточено на главном герое, были тесными для его нового произведения и не соответствующими замыслу: «Вся Русь явится в нём» (в нём — в новом его произведении).

В «Учебной книге словесности для русского юношества» Гоголь выделяет вид повествования, который определяет как «малую эпопею». Это словно середина между романом и эпопеей, рамки этого жанра подходили к его «Мёртвым душам». Свободная композиция, условное время повествования, возможность для обобщений, обращение к истории, конфликт уходящего и нарождающегося — всё это есть в поэме Н. В. Гоголя, как есть и очевидный лирический элемент — Гоголь на раз обращается к прямым выражениям чувства — к русскому языку, русскому народу, к самой Руси в лирических отступлениях в поэме.


Повесть — повествовательное произведение, средний между романом и рассказом повествовательный жанр, в котором представлен ряд эпизодов из жизни главного героя. События, изображённые в произведении, даже если происходят на фоне грандиозных исторических событий (например, в русской литературе есть немалое количество повестей, описывающих события в годы Великой Отечественной войны), касаются именно героя, а не всего народа.

Так, «Шинель» Н. В. Гоголя — повесть. В ней рассказывается о жизни маленького чиновника, и события, происходящие в повести, относятся именно к нему, маленькому чиновнику (не к крестьянину, министру или купцу). А повесть Л. Н. Толстого «Детство» — повесть о жизни дворянского мальчика, как и повесть В. Г. Короленко «В дурном обществе». Это именно дворянский мальчик, сын судьи, делает открытие, что люди из «дурного общества» не менее благородны, чем люди из «чистого общества», любят своих детей, заботятся о них, страдают, скорбят.


Рассказ — небольшое по объёму повествовательное произведение, в основе которого часто лежит какой-либо случай, заставляющий героя измениться, посмотреть на мир иначе, стать другим (необязательно лучше), сделать какое-то открытие о мире. Так, герой рассказа Л. Н. Толстого «После бала» иначе стал относиться к миру, людям после того, как стал свидетелем жестокого наказания («провести сквозь строй») беглого солдата-татарина.

Рассказ имеет множество особенностей в творчестве каждого из писателей, создававших произведения в этом жанре. Так, некоторые рассказы А. П. Чехова иногда называют «мини-романами», так как художественное мастерство Чехова таково, что в нескольких эпизодах он мог передать целую человеческую жизнь.


Очерк очень близок рассказу, является его разновидностью. Для очерка характерна большая описательная часть (рассказы из «Записок охотника» И. С. Тургенева — яркий пример). Очерк — это полухудожественный полудокументальный жанр. В нём показаны реальные люди, но при этом всё равно создаётся образ человека, он показан так, как видит его автор.

Черты очерка присутствуют в таких произведениях, как «Судьба человека» М. А. Шолохова и «Матрёнин двор» А. И. Солженицына. В обоих случаях встреча автора-повествователя с человеком из народа (Андреем Соколовым и Матрёной Васильевной Григорьевой) заставляет его задуматься о судьбе народа, истории страны, её будущем.


Басня — короткий рассказ в стихах или прозе нравоучительного характера, содержащий иносказание. Краткий нравоучительный вывод, содержащийся в начале или конце басни, называют моралью.

В басне широко используется аллегория. В басне могут быть осмыслены нравственные коллизии (как, например, в басне И. А. Крылова «Ворона и лисица»), политические события (как в басне И. А. Крылова «Волк на псарне» передано отношение автора к событиям Отечественной войны 1812 года и попытке Наполеона, который понял, что попал в ловушку, и осенью 1812 года для сохранения престижа армии решил заключить мир. В образе Волка представлен Наполеон, в образе Ловчего — М. И. Кутузов).

Лирика

Лирика (от греч. «исполняемый под звуки лиры, чувствительный») — род литературы, передающий личное переживание, субъективное чувство, отношение к воспроизводимому в произведении явлению, событию и пр.

Лирика не связана с сюжетом, хотя элементы сюжетности могут присутствовать в стихотворениях, как и элементы конфликта (так, например, лирический герой стихотворения Н. М. Рубцова «Русский огонёк» рассказывает о встрече с одинокой русской женщиной, потерявшей на войне близких, а лирический герой стихотворения «Зимняя песня» ведёт спор). При этом главным в лирике является именно воспроизведение переживания. Толчком к возникновению переживания может быть всё: лицезрение осеннего дня (Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…»), встреча с мальчишкой, отправляющимся учиться (Н. А. Некрасов «Школьник»), возвращение в родную деревню (Н. М. Рубцов «Тихая моя родина»).

Жанры лирических произведений

Ода — стихотворение торжественного характера, хвалебного содержания, посвящённое историческому событию, герою, историческому лицу.

Ода — жанр, характерный для эпохи классицизма, что неудивительно, ведь ценность человека в эпоху классицизма определяется его деянием, делами, направленными на процветание государства, на благо людей.

Известные оды в русской литературе — «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Её Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» М. В. Ломоносова, ода «Бог» Г. Р. Державина, ода «Фелица» Г. Р. Державина.


Элегия — стихотворение философского характера, плод раздумий лирического героя над сложными явлениями жизни. Настроение элегии печальное — утрата (любви, надежд), расставание (с родными местами, близкими людьми) часто становится причиной для переживаний.

Но не всегда именно утрата или расставание становятся содержанием элегии. Элегией называют и стихотворения созерцательного, задумчивого характера, где присутствуют размышления о природе явлений. Так, например, определяет жанр своего стихотворения «Море» В. А. Жуковский.


Послание — это письмо, обращение в стихах. Примеры — стихотворения «К Чаадаеву», «Пущину», «Поэту» А. С. Пушкина. Содержание посланий разнообразно — это может быть и призыв, и философское размышление, и признание.


Отдельно надо остановиться на сонете. Сонет — это форма стихотворения, которое может быть разного содержания.

Сонет состоит из четырнадцати стихотворных строк, определённым образом организованных, а именно: два четверостишия и два трёхстишия (классический) или три четверостишия и одно двустишие (английский). Возможные варианты рифм в классическом сонете: abab abab ccd eed или аЪаЪ abab cdc dcd. В форме сонета написано стихотворение А. С. Пушкина «Поэту».

 

Лирические стихотворения могут быть самого разного содержания. По теме весьма условно стихи могут быть разделены на следующие группы: философская лирика, гражданская лирика, любовная лирика, пейзажная лирика, исповедальная лирика.

Драма

Драма (от греч. «действо, театральное представление») — род литературы, воспроизводит объективный мир: поступки людей, их размышления, конфликты, но автор делает это, передавая слово самим персонажам. Драма одновременно принадлежит литературе и театру. Диалог и монолог — форма передачи содержания драматического произведения.

В драме отсутствует внутренний монолог, прямые оценки автора. Это не означает, что автор никак не предъявляет собственной позиции. Автор даёт указания к действиям актёров, которые будут на сцене представлять того или иного героя. Такие указания называются ремарками.

Ремарки важны не только для актёра, но и для читателя, они помогают избежать ошибок в понимании образа того или иного героя. Так, например, для понимания конфликта в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» очень важна развёрнутая ремарка «Замечания для господ актёров», где автор указывает, какой образ должны представить актёры зрителям.

Например, о Хлестакове говорится следующее:

…молодой человек лет двадцати трёх, тоненький, худенький; несколько при-глуповат и, как говорят, без царя в голове, — один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими. Говорит и действует без всякого соображения. Он не в состоянии остановить постоянного внимания на какой-нибудь мысли.

А о городничем:

…уже постаревший на службе и очень неглупый по-своему человек. Хотя и взяточник, но ведёт себя очень солидно; довольно сурьёзен; несколько даже резонёр; говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало. Его каждое слово значительно. Черты лица его грубы и жестки, как у всякого, начавшего тяжёлую службу с низших чинов.

Как же так случилось, что никчёмный, глупый, не похожий на значительное лицо из Петербурга молодой человек ввёл в ужас, в заблуждение человека, сумевшего без неприятностей дойти с низших чинов до управления городом? Потому что не молодой человек вверг в ужас городничего, а его собственная неспокойная совесть заставила его бояться, в первом попавшемся чужом увидеть ревизора.

Не менее важна последняя ремарка комедии, это знаменитая «немая сцена», в которой важно описание каждой позы: Городничий посередине в виде столба, с распростёртыми руками и закинутою назад головою — это поза мольбы, и городничему уже, наверное, действительно больше не на что надеяться, как только на Божью милость.

Или почтмейстер, превратившийся в вопросительный знак, обращённый к зрителям, — стоит иметь в виду, что финал драматического произведения более других частей пьесы направлен на зрителя. Гоголь был убеждён, что художественным творчеством можно способствовать улучшению нравов — в театре могут присутствовать люди с грехами, подобными грехам героев «Ревизора». Недаром император Николай I, посмотрев пьесу, сказал: «Ну пьеска! Всем досталось, а мне более всего!»

Список действующий лиц, или афиша, важен так же, как и ремарки. Это часть драматического произведения, в которой автор сообщает читателю, как зовут действующих лиц, определяет их статус, возраст, указывает на родственные связи, на особенности персонажей. Уже по списку действующих лиц можно предположить, в чём будет заключаться конфликт драматического произведения.

Конфликт — это главнейший элемент драмы как литературного рода. Автор будто бы уходит из произведения, предоставляет слово героям, они словно разыгрывают в пьесе саму жизнь. Так обозначаются конфликты человеческой жизни, которые за обыденностью повседневной жизни не видны, но обнажаются, выделяются самим ходом пьесы. Именно конфликт организует всё действие драматического произведения.

Надо иметь в виду, что конфликт не всегда проявляется в ссоре. Конфликт — это столкновение не самих людей, а их убеждений, жизненных ценностей, взглядов. Конфликт может быть и внутренним. Это не с Хлестаковым столкнулся городничий, а с самим собой, со своей совестью, заставившей его поверить в им же самим совершённую ошибку.

От природы конфликта зависит жанр драматического произведения.

Жанры драматических произведений

Трагедия — драматургическое или сценическое произведение, в котором изображается непримиримый конфликт личности с противостоящими ей силами, неизбежно ведущий к гибели героя.

В трагедии всегда речь идёт о высоких идеях: защите справедливости, любви, исполнении нравственного долга, верности нравственным принципам. Вот почему героями трагедии часто становятся персонажи, занимающие высокое положение, — монархи, полководцы и т. п., их поступки и судьбы оказывают решающее влияние на историческое развитие общества. Герой трагедии всегда человек благородный, он решает самые важные вопросы бытия. Гибель героя в финале неизбежна, но это не означает поражения. Гибель героя меняет мир и людей, в том числе читателя и зрителя. Стремление героя противостоять складывающимся обстоятельствам даёт обострённое ощущение торжества нравственного начала мира, показывает человека как героя, вызывает осознание непрерывности и вечного обновления жизни. Катарсис — нравственное очищение человека — цель трагедии. Например, гибель Ромео и Джульетты заставила примириться враждующие семьи, осознать греховность вражды, нелепость человеческого поведения.


Комедия — в самом общем виде произведение драматургии, которое возбуждает смех зрителей. Но стоит обратить внимание, что разные люди по-разному видят смешное, и не всегда комическое вызывает у них смех. Это происходит оттого, что писатель-комедиограф обладает даром смотреть на обычные явления с новой, непривычной точки зрения, и там, где обычный человек не увидит ничего смешного (что смешного, например, в том, что в здании суда сторожа развели гусят), автор покажет нелепость происходящего, покажет несоответствие норме, соединит несоединимое (например, назовёт осла умным или даст доктору фамилию Гибнер). Несмотря на то что зрители смеются, когда смотрят комедию, чаще всего она оставляет грустное впечатление — ведь смех вызван нелепостями жизни, недостатками людей.

Комическое граничит с трагическим — мы смеёмся, когда Митрофан «сдаёт экзамен», но что смешного в том, что молодой человек, заканчивающий учение, не знает, что есть наука география, не знает частей речи, не умеет делать вычисления. Это уже трагедия, если не для него самого, то для людей, которые будут иметь с ним дело.

Зрители и читатели заметили, что комедии могут вызывать грусть. А. С. Грибоедов определил жанр «Горе от ума» как комедию, но заканчивается она грустно не только для Чацкого, но и для Софьи (человек, которого, как ей казалось, она любила, в благородство которого верила, оказался подлецом), и для Фамусова тоже — он остаётся обманутым отцом, и честь его дома может пошатнуться, поэтому его так волнует мнение неведомой зрителю Марьи Алексевны. Такой жанр комедии можно расценивать как трагикомедию.


Трагикомедия — драматургическое произведение, обладающее признаками как трагедии, так и комедии; комическое и трагическое не только сосуществуют в трагикомедии, но взаимно обусловливают друг друга и обостряют как звучание одного, так и другого.

Молчалин в комедии «Горе от ума» рассказывает Лизе о своём жизненном кредо, о принципах своей жизни:

Драма. Жанры драматических произведений

Лиза смеётся: Сказать, сударь, у Вас огромная опека, но грустно то, что человек считает такое поведение умным и достойным, и трагично то, что, встретив человека с такими принципами, другой человек может поверить в его искренность (как поверила Софья), довериться этому человеку и оказаться в его руках орудием, средством для достижения им собственных целей. Это уже трагедия для доверившегося человека.


Драма — сценическое произведение с острым конфликтом, вызванным несоответствием взглядов, убеждений героя с общепринятыми в том обществе, в котором происходит действие. Герои драмы сталкиваются с обстоятельствами, трудными для них, борются с ними. Конфликт драмы острый, но так или иначе герой выходит из конфликта, или оставаясь побеждённым обстоятельствами, или победив их.

Слово «драма» может использоваться и более широко, обозначая любую пьесу.

Литературные направления и течения

Литературные направления и течения — совокупность фундаментальных духовно-содержательных и эстетических принципов, характерных для творчества многих писателей, ряда группировок и школ, а также обусловленные этими важнейшими принципами совпадения и соответствия программно-творческих установок, тематики, жанров и стиля.

Более простое объяснение понятия литературного направления: в каждом периоде развития общества возникают общие принципы отражения действительности в художественном произведении (и в литературе, и в музыке, и в живописи, и в архитектуре); эти принципы характерны для изображении мира в произведении, в отношении автора к этому миру, в однотипности миропонимания разных авторов. Общие черты восприятия мира и его изображения можно выделить и по ним определить то или иное литературное направление (или направление в искусстве).

Само миропонимание, то есть отношение к поставленным проблемам, представление о путях и способах их разрешения, идеологические и художественные концепции, идеалы писателей внутри направлений хоть и однотипны, но являются при этом индивидуальными. Благодаря индивидуальности мы можем отличить разных писателей одного направления друг от друга.

Например, для писателей-классицистов характерно большую роль в совершенствовании нравов человека, в развитии общества отводить науке, просвещению, образованию. Мысль о первостепенной важности знания высказана, например, и М. В. Ломоносовым в «Оде на день восшествия на Всероссийский престол Её Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года», и Д. И. Фонвизиным в комедии «Недоросль». Но Ломоносов произносит хвалебные слова науке, объясняет её значение, а Д. И. Фонвизин высмеивает невежество и нежелание молодых людей учиться, овладевать науками.

Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастной случай берегут;
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха.
Науки пользуют везде,
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и наедине,
В покое сладки и в труде.

(М. В. Ломоносов 
«Ода на день восшествия на Всероссийский престол
Её Величества государыни императрицы
Елисаветы Петровны 1747 года»)

Стародум. О сударыня! До моих ушей уже дошло, что он теперь только и отучиться изволил. Я слышал об его учителях и вижу наперёд, какому грамотею ему быть надобно, учася у Кутейкина, и какому математику, учася у Цыфиркина. (К Правдину.) Любопытен бы я был послушать, чему немец-то его выучил.

Г-жа Простакова. Всем наукам, батюшка.

Простаков. Всему, мой отец.

Митрофан. Всему, чему изволишь.

Правдин (Митрофану). Чему ж бы, например?

Митрофан (подаёт ему книгу). Вот, грамматике.

Правдин (взяв книгу). Вижу. Это грамматика. Что ж вы в ней знаете?

Митрофан. Много. Существительна да прилагательна…

Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?

Митрофан. Дверь, котора дверь?

Правдин. Котора дверь! Вот эта.

Митрофан. Эта? Прилагательна.

Правдин. Почему же?

Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит ещё не навешена: так та покамест существительна.

Стародум. Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку?

Митрофан. И ведомо.

Г-жа Простакова. Что, каково, мой батюшка?

Простаков. Каково, мой отец?

Правдин. Нельзя лучше. В грамматике он силён.

(Д. И. Фонвизин «Недоросль» )

В борьбе и смене направлений и течений наиболее отчётливо выражаются закономерности литературного процесса. Часто термины «направление» и «течение» употребляются как синонимы.

Наиболее значительными направлениями в истории европейской литературы в процессе школьного изучения принято считать классицизмсентиментализмромантизмреализм, модернизм.

Классицизм

Классицизм (от лат. «образцовый») — направление в литературе XVII — начала XIX века, ориентирующееся на эстетические эталонные образы и формы античного (классического) искусства. Поэтические каноны классицизма были сформулированы в трактате Н. Буало «Поэтическое искусство» (1674). В основе эстетики классицизма — принципы рационализма: произведение искусства рассматривается как разумно построенное, логически выверенное, запечатлевающее непреходящие, сущностные свойства вещей. Искусство призвано представить идеальную, разумную модель мироздания. Ключевое понятие в классицизме — образец: эстетическую ценность имеет то, что совершенно, правильно, незыблемо. За образец принималось античное искусство.

Классицисты подчёркивали оппозицию разума и чувства, чувства и долга, лично значимого и общественно необходимого. Стремление запечатлеть «разумную красоту» мира в художественном произведении диктовало и жёсткую регламентацию законов поэтики (науке о принципах и формах словесного творчества). Для классицизма характерна строгая жанровая иерархия: жанры делятся на высокие (трагедия, эпопея, ода) и низкие (комедия, сатира, басня). Предметом изображения в высоких жанрах становятся исторические события, государственная жизнь, героями — монархи, полководцы, мифологические персонажи. Низкие жанры обращены к изображению частной жизни, быта, повседневных занятий простых людей.

Каждый жанр имеет жёстко заданные формальные признаки. Например, в драматургии основополагающим в организации сценического действия было правило трёх единств — единство места (действие должно происходить в одном доме), времени (действие должно происходить в течение одного дня) и действия (события в пьесе должны объединяться единым узлом конфликта, а действие развиваться в рамках одной сюжетной линии). Герои закреплялись за определённым сценическим амплуа: герой-любовник, ловкая служанка, герой-резонёр.

Ведущим классицистическим жанром стала трагедия, в которой главным было противостояние частного, индивидуального и общественного, исторического бытия человека.

В низких жанрах — в комедии — история отходила на второй план, важнее становилось правдоподобие и узнаваемость ситуаций из современной повседневной жизни. Обязательным в комедии было восстановление нарушенного порядка вещей, торжество разума, возвращение к гармонии рационального, правильного мироустройства.

В русской литературе становление классицизма происходит в XVIII веке. Оно связано прежде всего с именами М. В. Ломоносова, А. П. Сумарокова, А. Д. Кантемира, В. К. Тредиаковского. Наибольшую значимость в жанровой системе русского классицизма получают сатиры (А. Д. Кантемир), басни (И. А. Крылов), комедии (Д. И. Фонвизин). Русский классицизм отличает разработка национально-исторической проблематики, а не античной, обращённость к современным темам и конкретным явлениям русской жизни. Убедиться в этом можно, прочитав комедию Д. И. Фонвизина «Недоросль».

Среди высоких жанров центральное место принадлежит оде (М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин), соединившей патриотический пафос с высоким лирическим, субъективным переживанием.

Сентиментализм

Сентиментализм (от франц. «чувство») — литературное течение второй половины XVIII века, утвердившее в качестве доминанты человеческой личности и человеческого бытия чувство, а не разум. Не стоит думать, что сентиментализм, в отличие от классицизма, лишился строгой нормативности. Просто нормативность сентиментализма иная и состоит в заданности нового идеала. Если в классицизме идеалом был «человек разумный», то в сентиментализме — «человек чувствующий», способный к выражению и совершенствованию естественных человеческих чувств, например печали, вызванной неразделённой любовью. Классицисты не могли позволить своим героям проявить такую слабость. Разумно устроенная человеческая жизнь, по их мнению, просто не могла привести к печали. Радость тоже должна быть сдержанной и разумной. Вспомните слова, которые произносит влюблённая, дождавшаяся жениха Софья из комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»:

Софья (одна, глядя на часы). Дядюшка скоро должен вытти. (Садясь.) Я его здесь подожду. (Вынимает книжку и прочитав несколько.) Это правда. Как не быть довольну сердцу, когда спокойна совесть! (Прочитав опять несколько.) Нельзя не любить правил добродетели. Они — способы к счастью. (Прочитав ещё несколько, взглянула и, увидев Стародума, к нему подбегает.)

И сравните чувства Софьи с чувствами Лизы из повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»:

Вдруг Лиза услышала шум вёсел — взглянула на реку и увидела лодку, а в лодке — Эраста. Все жилки в ней забились, и, конечно, не от страха. Она встала, хотела идти, но не могла. Эраст выскочил на берег, подошёл к Лизе и — мечта её отчасти исполнилась: ибо он взглянул на неё с видом ласковым, взял её за руку… А Лиза, Лиза стояла с потупленным взором, с огненными щеками, с трепещущим сердцем — не могла отнять у него руки — не могла отворотиться, когда он приближился к ней с розовыми губами своими… Ах! Он поцеловал её, поцеловал с таким жаром, что вся вселенная показалась ей в огне горящею!

Знаменем русского сентиментализма стало произведение, созданное по впечатлениям от поездки Николая Михайловича Карамзина, закрепившего в русской культуре это направление, «Письма русского путешественника». Чувство, чувствительность в сентиментализме начинают определять всё. Это была культура вздохов, рассуждений, культура вглядывания в мир и в себя, культура проливания слёз. Человек мог часами стоять, любуясь красотами природы, например, на берегу озера и лить благодарные слёзы.

Перечитаем первый абзац самой знаменитой повести писателя-сентименталиста Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»:

Может быть, никто из живущих в Москве не знает так хорошо окрестностей города сего, как я, потому что никто чаще моего не бывает в поле, никто более моего не бродит пешком, без плана, без цели — куда глаза глядят — по лугам и рощам, по холмам и равнинам. Всякое лето нахожу новые приятные места или в старых новые красоты.

Обратите внимание: здесь нельзя не обнаружить новый взгляд писателя-сентименталиста на человека, мир, окружающую природу. Во-первых, это повторяющийся эпитет новый, обнаруживающий иную точку зрения на окружающее, чем прежде. Во-вторых, своеобразным камертоном всего повествования становится оборот может быть, невозможный в классицизме, где всё рационально, точно. Оборот может быть и передаёт новые возможности человека свободно мыслить, ощущать, чувствовать, сомневаться. Нельзя не почувствовать в отрывке и задушевность интонации, мягкость описаний. Н. М. Карамзин создал новый стиль, новый «язык истинной чувствительности».

Главные признаки стиля сентиментализма:

  • экспрессивность всех изобразительно-выразительных средств языка: эпитетов, сравнений, метафор;
  • сложные синтаксические конструкции, передающие гамму чувств персонажей. У Карамзина ещё нет психологических описаний, но они уже заложены в смысловые паузы;
  • стилистическое разнообразие: поэтичность, изысканность, шутливая ирония, передающая оттенки чувств; подробные описания поступков героев;
  • речевая характеристика сентиментальной прозы Карамзина пока не индивидуализирована, персонажи говорят одним голосом — литературным языком сентиментализма;
  • в прозе Карамзина особая роль принадлежит повествователю, который комментирует, организует действие, являясь активным персонажем произведения.

Неоценим вклад Карамзина-реформатора в развитие русской прозы.

Классицистов интересовал не реальный человек, а лишь определённые черты личности. Они пытались вписать в рациональные схемы действия положительных героев и показать непривлекательность неразумного поведения отрицательных героев. Сентименталистов интересовали конкретные, узнаваемые люди с индивидуальной судьбой. Сентиментализм остался верен идеалу нормативной личности, однако условием его появления стало не разумное переустройство мира, а высвобождение и совершенствование естественных чувств. Карамзин в своём творчестве (повести «Наталья, боярская дочь», «Бедная Лиза» и др.) показал, что человек может быть разным. Столь «вместительной» прозы до Карамзина в русской литературе не было.

Романтизм

Романтизм — литературное направление, сформировавшееся в европейской литературе в начете XIX века.

Задумаемся о том, почему в культуре к концу XVIII — началу XIX века произошли значительные изменения во взглядах на мир, иерархии ценностей.

Просмотрите календарь основных исторических событий, произошедших во Франции конца XVIII — начета XIX века и повлиявших на всю Европу и не только :

Дата

Событие

1789 Начало Великой Французской революции, крах феодальной системы, провозглашение прав человека.
1792 Провозглашение Французской республики; начало революционных войн.
1799 Избрание Наполеона Первого консулом.
1804 Коронация Наполеона — императора Франции.
1806 Победа Наполеона над Австрией и Пруссией.
1812 Вторжение Наполеона в Россию.
1815 Поражение Наполеона при Ватерлоо, ссылка на остров Святой Елены.

Как видим, Европа стала ареной серьёзнейших потрясений. Революция, провозглашение республики, затем снова возврат к монархии уже в лице Наполеона, занявшего французский престол, завоевание Европы, крах европейского похода Наполеона в России, низложение Наполеона, ссылка и затем смерть. В отрезок около четверти века вместились события, изменившие мир в сторону демократических тенденций и выдвинувшие на арену истории сильную личность — Наполеона, низложившие эту титаническую фигуру, которой будут ещё долго поклоняться. Все эти потрясения не могли не отразиться на восприятии человеком окружающего мира.

Понятие «романтизм» получило широкое распространение сначала во Франции благодаря книге Жермены де Сталь (1766—1816) «О Германии» (1810). В своей книге она противопоставляла романтиков писателям классицизма и говорила о том, что от нового искусства ожидается глубина, честность, демократизм, многогранность изображения человеческой личности.

Новое искусство запечатлело изменения, происшедшие с человеком: в литературе, в живописи и в других видах искусства появился образ свободной, одинокой и самодостаточной личности. В чём заключаются причины того, что человек встал на один уровень с первоосновами бытия? Почему дотоле живший в рамках строгих религиозных догматов человек возвысил свой голос против самого Бога? Теперь новая сильная личность должна была восстановить справедливость, чтобы отстоять свою независимость.

Упование на сильную личность, выдвижение в центр образа бунтаря был связан с кризисом прежних ценностей. Они оказались подвержены сомнению. Буржуазные отношения, утверждавшиеся в Европе, не позволяли верить в прежние основы бытия. Произошло крушение прежде незыблемых ценностей. Культура фиксирует изменения, происходящие в жизни, в мировоззрении человека. Новая система ценностей была связана с верой в самого человека, диктовала его автономию от Бога. Постепенно сложилось мировоззрение, которое было отражено в направлении искусства, именуемом романтизм.

Новый взгляд на мир и человека в романтизме был связан прежде всего с тем, что размывалось до того бывшее чётким разделение между добром и злом, хорошим и плохим, «чёрным и белым». Романтики почувствовали внутреннюю противоречивость мира, в котором живёт человек. Идея двоемирия стала главенствующей. Романтики акцентировали мысль о несовершенстве реального мира, веря в лучшее будущее, они идеализировали мечту. Противопоставление мечты и действительности — центр мировоззрения романтиков. При этом они не верили в торжество добра, достижение мечты. Окружающий человека мир они ассоциировали с пошлостью, не надеялись на изменение пошлого мира, но это само по себе вызывало в романтической личности энергичный протест, ненависть к окружающему, желание преобразовать мир с помощью искусства, потому что искусство — удел посвящённых.

Именно особенная личность, необыкновенная, способная противопоставить себя пошлой толпе — основная фигура в романтизме. Этот необыкновенный герой в исключительной ситуации пойдёт на всё, чтобы противостоять несовершенному, пошлому миру. Пошлый мир победить трудно, невозможно, оттого у романтического героя появляется особое состояние — мировая скорбь. Скорбь от несовершенства этого мира и невозможности изменить его. Но это поражение не делает романтического героя пессимистом: во всех случаях он готов противостоять злу и пошлости и даже погибнуть, но не уступить.

Романтическое мировосприятие включает в картину мира борьбу необыкновенных страстей, необычные, экзотические обстоятельства, «крайние» ситуации. В романтизме оказалось востребованным историческое прошлое, романтики любили обращаться к народной культуре, черпали вдохновение в фольклоре, возродив традицию фольклорного средневекового искусства с его обращением к двум силам: Бог — дьявол. Таким образом, в культуре появилось диалектически сложное, двойственное, неоднозначное изображение действительности. Искусство романтизма очень многое открыло в природе человека.

Романтизм провозгласил самоценность человеческой личности независимо от положения в обществе. Отныне изгои общества получат право на иступлённый протест. Романтики не просто обнаружили, но и показали дисгармонию между законами общества и законами природы и бытием человека. Романтики как будто проверяли реальный мир идеальным, гармоничным миром, созданным в воображении художника. Вот почему в искусстве романтизма идеализирован образ писателя-художника. Именно искусство, полагали романтики, может поправить этот несовершенный мир. Вспомните повесть Н. В. Гоголя «Портрет». Сам Гоголь долго находился под обаянием этой мысли, считая, что искусство может преобразить человека. Реальному миру романтики противопоставляли идеал, изъятый из этого мира и созданный в воображении художника.

Одним из основных приёмов романтизма стал приём романтической иронии. Таким образом романтики опосредованно заявляли о неприятии пошлого мира, о своём противостоянии злу, даже если оно торжествует.

Правилам, существующим в искусстве, романтики противопоставили свободную фантазию, игру воображения, причудливые, экзотические образы, которые не вписывались в понятие «норма». Они во многом разрушили традиционно сложившуюся систему жанров, появились новые, смешанные жанры: готические романы — романы ужасов и тайн (Уолпол, Льюис, Радклиф, Скотт), страшная и историческая баллада. «Байронический герой» как литературный тип зародился в готическом романе. Баллада становится синтетическим жанром, объединившим эпическое, лирическое и драматическое начало.

Романтики любили передавать многообразие жизни — звук, цвет. Идея развития, постоянного изменения присутствует во всех романтических произведениях. Именно романтики открыли многообразие мира, находящегося в постоянном движении.

Культ индивидуальности, характерный для романтизма, выразился в появлении «байронического героя». Для этого типа характерно гордое одиночество, разочарованность, трагическое мироощущение и в то же время бунтарство и мятежность духа.

Изображение мира и человека в романтизме и классицизме:

Романтизм

Классицизм

Диалектически сложное изображение характера. Заданность характера. Чёткое разделение положительных и отрицательных качеств.
Неоднозначность отношений между людьми, человеком и обществом, природой. Нормированные личные и общественные отношения.
Самоценность человеческой личности независимо от положения в обществе. Человек как гражданин, социальная ипостась на первом месте.
Романтическое двоемирие. Объектив ному миру противопоставлен идеал. Прежде всего, подражание античным образцам. Героический, но не исключительный характер.

Новый взгляд на мир и человека в романтизме:

  • Размыто чёткое разделение хорошего и плохого, добра и зла.
  • Мир, в котором живёт человек, внутренне противоречив.
  • Идея двоемирия: противопоставление героя, его идеала окружающей реальности.
  • Противопоставление реального и фантастического мира, созданного фантазией художника. Мысль о несовершенстве реального мира.
  • Акцент на мечту, вера в лучшее будущее.
  • Борьба с обывательским представлением о мире и природе.
  • Невозможность в одиночку изменить мир, и как следствие — мировая скорбь.
  • Желание преобразить мир с помощью искусства.
  • Необыкновенный герой в необыкновенных обстоятельствах. Стремление к экзотике.
  • Возрождение традиций фольклора, средневекового искусства с его исконным дуализмом: Бог — дьявол.

Характерные черты романтических произведений:

  • Борьба добра и зла как основа развития всего живого.
  • Добро не может существовать без зла. Идеализация зла в западноевропейской литературе.
  • Попытки романтиков изучить взаимоотношения между человеком и обществом, человеком и природой.
  • Попытка разорвать исторические и социальные связи, вопреки историческим законам оказать решающее влияние на жизнь общества.
  • Идея развития присутствует во всех романтических произведениях. Диалектическое изображение человека и действительности.
  • Открытие разностороннего мира, находящегося в постоянном движении.

Роль искусства в жизни человека, по представлениям романтиков:

  • «Почти каждый человек хотя бы в малой степени является художником» (Новалис).
  • Задача искусства — пробудить в человеке лучшее, победить в нём обывателя.
  • Противопоставление реального и фантастического мира, созданного фантазией художника.
  • Реальный мир вторичен в сравнении с идеальным миром, созданным фантазией художника.
  • Задача преобразования мира возлагается на искусство. Утверждаются преобразовательные функции искусства. Художник наделяется свойствами мессии (спасителя).
  • Провозглашается свобода творчества.

Романтическое миропонимание, характеризующееся, с одной стороны, глубоким разочарованием в просветительских идеалах, в современной действительности, в перспективах общественного прогресса, а с другой — всезахватывающей жаждой совершенства, страстным стремлением к всеобщим, абсолютным, бесконечным идеалам, было у писателей-романтиков неодинаковым. Одни жаждали кардинального переустройства общественной жизни (Байрон), другие искали спасения в религии (В. Жуковский).

Реализм

Реализм — направление в искусстве, художественный метод, следуя которому художник изображает жизнь в образах, соответствующих сути явлений самой жизни и создаваемых посредством типизации фактов действительности.

Всякое подлинное искусство в определённой мере отражает реальность человека, его проблемы, даже фантастическое. Иногда для выражения мысли, может быть, даже предупреждения о грядущей опасности, автор прибегает к фантастическому способу повествования. Реализм отражает жизнь во всей её полноте, художник-реалист вглядывается в человека, желая отразить его сложность и несводимость к какой-либо формуле.

Реализм заявил о себе в 20-х годах XIX века. Читая роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин», вы наверняка почувствовали, что в произведении воссозданы отнюдь не романтизированные картины действительности. Поэт писал в это время:

Иные мне нужны картины,
Люблю песчаный косогор,
Перед избушкой две рябины,
Калитку, сломанный забор…

В романе, обращаясь к читателю, поэт, понимая несоответствие нового видения мира романтическому, говорит: …может быть, такого рода / Картины вас не привлекут: / Все это низкая природа; / Изящного немного тут. Новое художественное мышление сосредоточено не на отражении прекрасного или ужасного как такового, а на отражении реальности, жизненной правды. И оказалось, что обыденная жизнь таит в себе много интересных открытий!

А искусство по-своему отражает жизнь. Реализм отразил жизнь во всем её многообразии. Реалисты старались познавать законы мира, особенности взаимосвязей человека с миром. В реализме верность действительности становится высшим критерием художественности.

Реалисты серьёзно исследовали социальные стороны жизни. Они показали роль денег в жизни общества, их одновременное созидательное и разрушительное воздействие на людей и государства. Они изобразили взаимодействие человека с социальной средой и выявили зависимость человека от окружающей среды. Эту зависимость человек может преодолеть, как пушкинская Татьяна, но может измениться под воздействием окружающей среды и стать «страдающим эгоистом», как Онегин.

Реалисты изображают типичные характеры в типических обстоятельствах. Рисуя образ индивидуума, они делают это так, что в характере определённого персонажа отражаются часто встречающиеся во многих людях и потому узнаваемые черты. Ведь в Гобсеке Бальзака, в Онегине и Печорине — образах Пушкина и Лермонтова — узнавали черты, присущие многим людям.

Реалистические принципы изображения мира и человека породили и новую поэтику. Реалистов привлекали подробности в жизни человека и в природе, потому большое внимание они уделяли художественной детали. Художники-реалисты пытались показать многообразную, насыщенную, многогранную действительность. Вот как об этом говорил писатель Эмиль Золя: «Заставить реальных героев действовать в реальной среде, дать читателю ломоть человеческой жизни…»

В реалистическом методе не было места пристрастиям классицистов, романтиков, не было того интеллектуального шаблона, который сужал рамки самой действительности. Изображение мира утратило абстрактно-условный, отвлечённо-аллегорический характер. Появлялась возможность исследовать мир и человека: когда, как, при влиянии каких обстоятельств сложился чей-то характер, судьба.

Реалисты разрабатывали приёмы глубокого психологического исследования внутреннего мира персонажа. Портреты романтических сверхгероев и портреты реалистических персонажей Лермонтова, Достоевского, Стендаля, Бальзака абсолютно различны. Если романтикам важно было противопоставить романтическую личность всему миру, то реалисты пытались понять, объяснить причины того или иного явления или события. Скажем, Лермонтов, изображая Григория Печорина, задаётся целью создать портрет целого поколения. Его интересуют истоки болезни, которой поражены молодые люди. Он старается диагностировать эту болезнь. Так складывается новая литература с социальным, психологическим, философским содержанием. Реалисты стремятся к глубинному постижению жизни, к широкому охвату действительности с присущими ей противоречиями. Художники-реалисты воссоздают жизнь в «формах самой жизни».

Реалистическому искусству присуще стремление рассматривать действительность в развитии, способность запечатлевать в образах возникновение новых форм жизни, новых социальных отношений, новой психологии.

Реалисты XIX века добились больших успехов. Русская литература XIX века, реалистическая литература — вершина достижения нашего искусства. В творчестве многих художников раскрыт механизм социальных отношений в обществе, показана взаимосвязь экономики и политики, нравственности и религии. И главное — показан человек во всей его сложности, неповторимости и несводимости к какому-либо шаблону.

Казалось, что серьёзный анализ развития общественных отношений, глубокое знание психологии человека поможет переделать мир и человека. Литература подчас становилась средством воздействия на массы людей, в ней начинали видеть учебник жизни. Многие художники утверждали в своём творчестве активную преобразующую роль искусства, противопоставляя свою позицию представителям «чистого» искусства. В персонажах-типах художники отразили человеческие свойства, присущие многим современникам. Император Николай I обвинил Лермонтова в создании отвратительного Печорина. Но образ не каприз художника, а отражение реалий окружающего мира. Образы Печорина, Онегина, Ленского, Татьяны, Базарова отразили тенденции общественного сознания и тех изменений, которые произошли в нравственной области.


Выполнить задание: