ОГЭ

03.12.2020, 17:31

9 А, Б, Д класс [Литература]

Учитель: 

Теоретическая часть

Образы времени и пространства в художественном произведении

Образ в художественном произведении связан не только с образом человека. Время и пространство в литературном произведении тоже представлены как образы. Образы времени и пространства играют важную роль в понимании идеи произведения.

Существует специфика представления категории времени и пространства в художественном тексте. На эту специфику указывает в числе прочего и существование терминов «художественное время», «художественное пространство».

Художественное время — последовательность в описании событий, воспринимаемых субъективно. Такое восприятие времени становится одной из форм изображения действительности, когда по воле автора изменяется временная перспектива. Причём временная перспектива может смещаться: прошедшее мыслится как настоящее, а будущее предстаёт как прошедшее.

Художественное время — это тоже образ: создавая образ времени, автор подчиняет ему и грамматику, и своё философское понимание времени.

Сюжет разворачивается во времени. И в этом движении обнаруживается, по крайней мере, два времени: время, которое читатель занимает чтением, и время, которое идёт в произведении.

Однако на это время может наложиться ещё и другой пласт времени: так, например, в разговоре Ивана Васильевича с молодыми людьми (рассказ Л. Н. Толстого «После бала») заходит речь о прошлом Ивана Васильевича, о событиях прошедшего времени, но они тесно связаны с настоящим, показывают причину изменений в характере Ивана Васильевича, объясняют уважение к нему со стороны молодых людей, его слушателей: «не мог поступить в военную службу, как хотел прежде, и не только не служил в военной, но нигде не служил и никуда, как видите, не годился. — Ну, это мы знаем, как вы никуда не годились, — сказал один из нас. — Скажите лучше: сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не было».

Сюжет произведения разворачивается во времени и вместе с этим время изображается, то есть является объектом изображения.

Автор может изобразить короткий или длинный промежуток времени, может заставить протекать время быстро или медленно, может остановить время, вернуть назад, заставить время «забежать» вперёд. В повести «Бэла» из романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» читатель слышит рассказ о Печорине, человеке, уже опытном, принимавшем участие в войне на Кавказе, потом из повести «Максим Максимыч» узнаёт о Печорине, вышедшем в отставку, и только в третьей по счёту повести «Тамань» узнаёт Печорина — молодого офицера, отправляющегося на военную службу на Кавказ.

В художественном произведении часто происходит обращение к прошлому. Начало действия поэмы «Медный всадник» (Вступление к поэме) отстоит от событий, описанных в поэме, на 121 и 122 года (наводнение было в 1824 году, Евгений умирает через год, в 1825 году), а по отношению к описанию современного Пушкину Петербурга («Люблю тебя, Петра творенье!») на 130 лет (поэма была издана в 1833 году).

Таким образом, художник использует свойство времени быть воспринимаемым субъективно, и использование категории времени, таким образом, превращается в определённый композиционный приём.

Нечто подобное происходит и с пространством в художественном произведении.

Как и время, пространство не фон для действия, а самостоятельный художественный образ. Например, описание пространства театра в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»:

Театр уж полон; ложи блещут;
Партер и кресла, всё кипит;
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит.

Читатель легко может представить это пространство, мысленно увидеть его: изображённый автором образ передан читателю.

То же можем наблюдать в описании ночной природы в рассказе И. А. Бунина «Кавказ»:

Когда жар спадал и мы открывали окно, часть моря, видная из него между кипарисов, стоявших на скате под нами, имела цвет фиалки и лежала так ровно, мирно, что, казалось, никогда не будет конца этому покою, этой красоте. На закате часто громоздились за морем удивительные облака; они пылали так великолепно, что она порой ложилась на тахту, закрывала лицо газовым шарфом и плакала: ещё две, три недели — и опять Москва! Ночи были тёплы и непроглядны, в чёрной тьме плыли, мерцали, светили топазовым светом огненные мухи, стеклянными колокольчиками звенели древесные лягушки. Когда глаз привыкал к темноте, выступали вверху звёзды и гребни гор, над деревней вырисовывались деревья, которых мы не замечали днём. И всю ночь слышался оттуда, из духана, глухой стук в барабан и горловой, заунывный, безнадёжно-счастливый вопль как будто всё одной и той же бесконечной песни. Недалеко от нас, в прибрежном овраге, спускавшемся из лесу к морю, быстро прыгала по каменистому ложу мелкая, прозрачная речка. Как чудесно дробился, кипел её блеск в тот таинственный час, когда из-за гор и лесов, точно какое-то дивное существо, пристально смотрела поздняя луна! Иногда по ночам надвигались с гор страшные тучи, шла злобная буря, в шумной гробовой черноте лесов то и дело разверзались волшебные зелёные бездны и раскалывались в небесных высотах допотопные удары грома. Тогда в лесах просыпались и мяукали орлята, ревел барс, тявкали чекалки… Раз к нашему освещённому окну сбежалась целая стая их, — они всегда сбегаются в такие ночи к жилью, — мы открыли окно и смотрели на них сверху, а они стояли под блестящим ливнем и тявкали, просились к нам…

Пространство в произведении, как и время, подвластно воле автора. Пространство может укрупняться (выступали вверху звёзды и гребни гор), отсюда обилие деталей; отдаляться (На закате часто громоздились за морем удивительные облака).

Для создания образа пространства важную роль играет ракурс — та точка, из которой описывается пространство. Эта точка может быть неподвижной, может двигаться в пространстве. Именно так, с движущейся точки, изображается пространство в рассказе «Кавказ», и это движение обусловлено наблюдением за пространством самого героя: вдаль, вверх, направо, налево, вперёд.

Литературоведы, исследующие вопрос изображения пространства в художественном произведении (не только в литературном), главной характеристикой художественного пространства считают его глубину, имея в виду не геометрическую глубину, а интуитивную, или содержательную, зависящую как от объектов, находящихся в определённых пространственных отношениях, так и от воспринимающего их субъекта (сначала героя произведения, затем читателя). Глубина зависит от воспринимающего субъекта, она рождается в его внутреннем мире, а значит, созданная автором, сама является средством создания образа и способом его характеристики.

Несомненно, пространство, во всей его глубине осмысленное И. А. Буниным и в этой глубине восприятия переданное в восприятии героем, является средством его характеристики на данный момент: передаёт его близость первозданной стихии природы, ощущения её силы и мощи.

М. М. Бахтин для обозначения времени и пространства в произведении ввёл понятие хронотопа (время-пространство) — целостного образа времени и пространства в произведении, часто имеющего символический смысл.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ !

Изображение времени, использование категории времени превращается в композиционный приём.

Как это следует понимать?

Изображение времени, создание образа времени связано со всей художественной структурой повествования. Какое время года изображено в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души»? Прямого указания на время нет, однако есть немало деталей, указывающих на время года.

Так, приехав в город, Чичиков заглянул в городской сад, который состоял из тоненьких дерев, дурно принявшихся. Вероятно, время действия — лето или весна? Чичиков приехал в город в бричке на колёсах (каждому читателю памятен разговор двух русских мужиков о колесе), не на санях. Почему же тогда, отправляясь к Манилову, Чичиков надевает шинель на больших медведях, то есть верхнюю одежду на самом тёплом меху, не пропускающем влаги, — медвежьем. В имение Коробочки Чичиков попадает во время страшного ливня, вьюги, как называет его Коробочка. Однако утром Чичиков из окна оглядывает плодоносящий огород и сад Коробочки. Ещё немало деталей указывает на различные времена года в поэме. Какой из этого можно сделать вывод? Скорей всего, в том царстве «мёртвых душ» времени нет, для «мёртвых» нет времени, или всё спутано во времени.

Время в поэме «Мёртвые души» — важнейший художественный образ. На прошедшее время указывают не только черепа на обложке к поэме, нарисованной самим Н. В. Гоголем, но и портреты Кутузова и Багратиона в доме у Коробочки и Собакевича.

В «Мёртвых душах» неоднократно упоминается о войне 1812 года. Не только портреты говорят о ней, но и история о капитане Копейкине, рассказанная почтмейстером, и упоминание о том, что полицеймейстер служил в кампанию 1812 года и лично видел Наполеона — Гоголь недаром отсылает читателя к славному времени русской истории.

О неуклонном движении времени предупреждают часы в доме Коробочки: «Слова хозяйки были прерваны странным шипением, так что гость было испугался; шум походил на то, как бы вся комната наполнилась змеями; но, взглянувши вверх, он успокоился, ибо смекнул, что стенным часам пришла охота бить. За шипеньем тотчас последовало хрипенье, и наконец, понатужась всеми силами, они пробили два часа таким звуком, как бы кто колотил палкой по разбитому горшку, после чего маятник пошёл опять покойно щёлкать направо и налево».

Не менее важен образ прошедшего времени в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»:

Образы времени и пространства в художественном произведении

Образ прошлого напоминает об ответственности человека за то, что он делал в жизни.

Следовательно, не надо думать, что теме времени должны быть посвящены рассуждения автора или героев. Мотив времени в художественном произведении может возникнуть в отдельном отрывке произведения, в художественной детали и так или иначе, ярче или более приглушённо он присутствует в каждом произведении.

Пространство, так же как и время, может смещаться по воле автора. Художественное пространство создаётся благодаря применению ракурса изображения; это происходит в результате мысленного изменения места, откуда ведётся наблюдение: общий, мелкий план заменяется крупным, и наоборот.

В художественном тексте пространственные понятия могут вообще преобразовываться в понятия иного плана. По Ю. М. Лотману, художественное пространство — это модель мира данного автора, выраженная на языке его пространственных представлений.

Обратите внимание, как меняется характер пространства в стихотворении Б. Л. Пастернака «Сосны»:

Образы времени и пространства в художественном произведении

Смена в изображении характера пространства: здесь и там; здесь — лес и там — море, здесь — мы и там — публика на поплавке — создаёт целостность в изображении мира, мир охвачен как нечто целое — за соснами пространство продолжается и доходит до моря, которое существует и бушует именно в тот миг, когда герои стихотворения лежат на сосновой просеке.

 

Фольклор. Жанры фольклора

Понятие устного народного словесного творчества

Устное народное творчество — художественная словесная деятельность народа, осуществляемая преимущественно в устной форме. Иначе устное народное творчество называют фольклором (от англ, «народная мудрость»).

Устное народное словесное творчество обладает определёнными свойствами, которые отличают его от литературного художественного творчества (художественной литературы):

Фольклор. Жанры фольклора

Жанры устного народного творчества

Фольклор. Жанры фольклора

Понятие устного народного словесного творчества

Устное народное творчество — художественная словесная деятельность народа, осуществляемая преимущественно в устной форме. Иначе устное народное творчество называют фольклором (от англ, «народная мудрость»).

Устное народное словесное творчество обладает определёнными свойствами, которые отличают его от литературного художественного творчества (художественной литературы):

Фольклор. Жанры фольклора

Жанры устного народного творчества

Фольклор. Жанры фольклора

Понятие устного народного словесного творчества

Устное народное творчество — художественная словесная деятельность народа, осуществляемая преимущественно в устной форме. Иначе устное народное творчество называют фольклором (от англ, «народная мудрость»).

Устное народное словесное творчество обладает определёнными свойствами, которые отличают его от литературного художественного творчества (художественной литературы):

Фольклор. Жанры фольклора

Жанры устного народного творчества

Словесное творчество в древности было связано с научными, трудовыми, обрядовыми, историческими, религиозными представлениями народа.

Жанры устного народного творчества возникали по мере того, как у человечества накапливался жизненный (житейский, связанный с практикой каждодневной жизни, и духовный, связанный с осмыслением цели человеческой жизни, связи человека с вечностью, мирозданием, с жизнью предков) и исторический опыт. Этот опыт необходимо было передать следующим поколениям. Он передавался различными способами, в том числе и через слово. Само собой возникало различное назначение произведений устного творчества: они были обращены слушателям разного возраста и имели разные цели, поскольку необходимо было передать представления о добре и зле, о законах жизни, правилах поведения в обществе, быту, семье, опыт воспитания новых поколений, высмеять или осудить человеческие поступки, противоречащие нормам жизни. Различное назначение произведений породило разнообразие фольклорных жанров.

Как и литературные произведения, фольклорные относятся к одному из трёх родов: эпическому, лирическому, драматическому. К жанрам устного народного творчества относятся:

  •  лирическая песня, духовные стихи, частушка (лирические жанры);
  •  историческая песня, баллада (лиро-эпические жанры);
  •  былина, сказка (эпические жанры);
  •  фольклорная драма (драматический жанр).

1. Былина

Сказание героико-патриотического характера об исторических событиях Древней Руси. Главная задача былин — сохранение исторической памяти. Былины хранят образы реально существовавших лиц (Владимира  Святославовича, Владимира Мономаха, Добрыни, Ильи Муромца, Александра (Алёши) Поповича, половецких  и татарских ханов). Главные герои былины — богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович —  крестьянского, княжеского и духовного звания, они символизируют единство Русской земли, сплочённость людей разного звания в борьбе с врагами.

Повествование в былине велось медленно, величаво, чему способствовали неоднократные возвращение к какому-либо эпизоду, повторы общих мест в сюжете, речи героев.

Главный художественный приём былины — гипербола.

Для типизации образов использовалась синекдоха — изображение не всего русского воинства, а его представителей.

В создании образов большую роль играют сравнения (богатырь, как ясен сокол; копьё, как свеча горит; и т. д.).

Обратите внимание: былины присущи только русскому фольклору.

2. Историческая песня.

Песня — музыкально-поэтический (синкретичный) жанр фольклора. Песня, содержание которой посвящeно важному событию или лицу национальной истории и выражает национальные интересы, народные идеалы, относится к жанру исторических песен. Исторические песни близки былинам, однако исторической песне свойственна большая достоверность; персонажами исторических песен являются достоверные, конкретные деятели истории.

В своей совокупности исторические песни передают движение истории. Наиболее ранние песни отразили нашествие Батыя. Известен большой цикл песен об Иване Грозном, об эпохе Смуты и Степане Разине.

Многие из песен разинского цикла утратили связь с образом Разина и вошли в круг разбойничьих песен.

Начиная с XVIII века исторические песни создаются в солдатской и казачьей среде. Эти песни отразили историю петровского времени; важное место среди песенных тем этого времени занимает Полтавская битва.

Среди песен более позднего времени — песни, посвящённые Отечественной войне 1812 года, Крымской войне, полководцам Суворову, Кутузову, казачьему атаману Платову.

Исторические песни отражают исторические события и героев такими, какими они оставались в памяти народа.

3. Баллада

Термин «баллада» для обозначения народных сюжетных песен употребляется в фольклористике (науке  о фольклоре) и не употребляется в русской народной среде.

Баллада — лиро-эпическое произведение с трагическим сюжетом. Баллада — произведение, в котором осмысляются нравственные и философские проблемы: человек и тёмные силы, борьба человека с ними; осмысление человеком зла в человеческой природе. Вследствие этого для баллады характерны темы любви и ненависти, верности и измены, преступления и раскаяния. Характерным для баллады является то, что силы зла побеждают, однако весь художественный строй баллады вызывает сочувствие слушателей жертве, чем и утверждается её нравственная победа. Сила художественного воздействия баллады — в искусстве изображения трагического, ведущего к нравственному очищению (катарсису) слушателей.

4. Лирическая песня

Фольклорное лирическое произведение, в котором слово и мелодия (пение) нераздельны. Лирическая песня раскрывает мироощущение народа через отображение его чувств, переживаний, настроений, впечатлений. Лирические песни возникли, отделившись от обрядовой поэзии, заклинаний, причитаний.

Лирические песни трудно поддаются классификации: они рождались в разной среде (крестьянской, ремесленнической, рабочей), сопровождая различные события народной жизни, передавали различное к ним отношение. В лирической песне можно найти и трагическое, и комическое настроение.

Наиболее важные темы в народной лирической поэзии: любовная тема, тема семейной жизни, солдатской службы, отходного труда (ямщиков, бурлаков), жизни на чужой стороне, любви к родине.

При всём многообразии жанров лирической народной песни их поэтика является общей. В основе лирической песни лежит принцип аналогии между природным и внутренним человеческим миром; человеческие переживания переносились на мир природы.

Так, например, излюбленный приём — лирическое обращение к образам природы: «Ты воспой-кося, воспой, младой жавороночек»; лирический параллелизм:

Цвели, цвели во поле цветочки,
Э, цвели да повяли.
Любил, любил парень девчонку,
Э, любил да покинул.

5. Духовные стихи

Песня религиозного содержания. Возникли как следствие осмысления народом христианского вероучения. Главный признак духовных стихов (духовного стиха) — противопоставление христианского мирскому.

Темы духовных стихов связаны с сюжетами Ветхого и Нового Заветов. «Голубиная книга» — собрание духовных стихов о мироустройстве, в котором Царь над царями — Иисус Христос, главная река — Иордан (река, где Христос принял Крещение), главная гора — Синай (гора, на которой Моисею Богом были даны десять заповедей), главный город — Иерусалим (город, в котором свершились главные события христианской истории — крестная смерть и воскресение Христа).

Источником духовных стихов являются не только канонические (признанные церковью) книги, но и апокрифы (произведения, содержащие отступления от официального вероучения).

6. Сказка

Жанр фольклорной прозы, известный у всех народов, в основе которого лежит фантастический вымысел, при этом сказки сохраняют правдоподобность в жизненных ситуациях, бытовых деталях. В основе сюжета сказки — противостояние действительности и идеала, и это конфликт разрешается в сказке утопически, победой добра над злом, торжеством справедливости. Согласно основному конфликту, на полюсах добра и зла распределяются и персонажи сказки. Сюжет развивается вокруг главного героя, который одерживает победу благодаря тем качествам добра, которые были присущи ему или которые он приобретает по мере развития действия сказки.

Сказки принято делить на волшебные, бытовые и сказки о животных.

 Волшебная сказка связана с мифологическими представлениями народа, прежде всего с культом земли, солнца, воды. Конфликт волшебной сказки — это конфликт героя с могучими силами природы, с потусторонними силами зла.

В более поздний период развития устного народного творчества волшебная сказка отразила семейные противоречия. Героем сказки сделался гонимый член семьи — младшая сестрица, падчерица, младший брат.

С помощью волшебных сил гонимый герой обретал счастье. Волшебная сказка — во многом философское произведение, потому что в ней осмысляется связь человека со всем мирозданием, с пространством и временем.

В основе бытовых сказок лежат не чудеса, а действительность. События разворачиваются в пространстве условно реальном, но сами эти события невероятны.

Сюжет разворачивается не из конфликта с чудодейственными силами, а из столкновения человека со сложными жизненными проблемами. Решить эти проблемы помогает смекалка, смелость, самостоятельность, счастливое совпадение обстоятельств.

Сказки о животных способствовали передаче жизненного опыта от взрослых детям, в них ясно чувствуется  воспитательная направленность. За животными в русских народных сказках закрепились определённые качества: лиса — плутовка, притворщица, петух — храбрец, волку отдана злость, медведю — сила и глупость.

В детских сказках герои, обладающие дурными качествами, терпят поражение, а несправедливо обиженные  торжествуют.

7. Загадка

Фольклорный жанр малой формы. Присутствует в устном творчестве всех народов. В основе загадки лежит  иносказание, чаще других — метафора. Цель загадки — испытать человека на сообразительность и привить способность видеть мир через художественные образы.

8. Пословица

Фольклорный жанр малой формы. Краткое, распространённое в повседневной речи, ритмически организованное изречение. Пословица содержит смысл, который непосредственно в ней выражен, и смысл, который возникает от приложения изречения к различным ситуациям и положениям. «Без труда не выловишь и рыбку из пруда» — действительно, чтобы поймать рыбу, необходимо потрудиться, но и каждый результат требует усилий, труда; «У Фомушки денежки — Фомушка Фома; у Фомушки ни денежки — Фомка Фома» — о неискренности в отношениях людей, о мнимой любви к человеку, если он богат (может, и перепадёт от бога того что-нибудь), и презрения к бедному человеку (какая от него польза, если нечего взять).

9. Поговорка

Фольклорный жанр малой формы. Образное выражение, в отличие от пословицы не содержит законченного суждения, незавершённый оборот речи: семь пятниц на неделе (о человеке, меняющем решения), надоел как горькая редька.


Фольклорные произведения обладают рядом особых художественных черт, по которым их можно отличить от литературных произведений.

Так, например, произведения таких фольклорных жанров, как былина, сказка, начинаются с зачина: Как во славном то было во городе во Киеве (былина); в некотором царстве, некотором государстве (сказка); часто былина заканчивается такой концовкой: тут ему и славу поют, а сказки могут иметь следующие концовки: и я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало; и стали они жить-поживать да добра наживать.

Для произведений устного народного творчества характерно и повторение целых эпизодов. Трижды, например, калики перехожие дают Илье Муромцу выпить исцеляющего зелья.

В сказочных сюжетах также есть устойчивые приёмы, сюжетные повороты, образы, которые можно встретить в разных сказках: двое братьев умные, а третий (победитель) слывёт дураком; родная дочь — ленивица, падчерица — труженица; образ заколдованного молодца или девицы (царевна-лягушка) и т. д.

Для фольклора характерно использование готовых формул, таких, например, как конь бежит — земля дрожит (о быстроте бега коня), ни в сказке сказать, ни пером описать — о красоте девушки.

Одно из самых характерных художественных свойств фольклора — использование постоянных эпитетов: головушка молодца — буйная, солнышко на небе — красное, молодцы — добрые, девицы — красные, трава — шелковая, поле — чистое, месяц — ясный.

Особая нежность сказителя по отношению к героям рассказываемых им произведений передаётся через уменьшительно-ласкательные суффиксы: травушка, дубравушка, сердечко, мосточек, головушка.

Лиризм создаётся благодаря использованию параллелизма: То не ветер ветку клонит, не дубравушка шумит.


Выполнить задание: