Духовные искания писателя Л.Н.Толстого, их отражение в автобиографической трилогии

04.02.2022, 08:00

10 Б класс [Литература]

Учитель: 

Теоретическая часть

Задание для 10б*

1. Замысел трилогии

Одним из первых литературных произведений Л.Н. Толстого (1828—1910) является автобиографическая трилогия "Детство. Отрочество. Юность". Это произведение выражает следующие идеи и замыслы автора:

✓      описание становления личности человека через изображение важнейших жизненных этапов развития - детства, отрочества, юности и молодости, но последняя не вошла в описание, и первое значительное произведение превратилось в трилогию;

✓      обозначение преобладающих черт и особенностей каждого из названных жизненных этапов, среди которых можно выделить следующие:

•        детство — теплота, верность чувству;

•        отрочество — скептицизм, сладострастие, самоуверенность, неопытность, начало тщеславия, гордость;

•        юность — красота чувства, развитие тщеславия и неуверенности в себе;

•        молодость - эклектизм в чувствах, самолюбие, понимание своей ценности, многосторонность, откровенность;

✓      искренность и глубокий психологизм;

✓      интерес к нравственной проблематике;

✓      выявление противоречий в развитии личности;

✓      внимание к духовному развитию и росту личности;

✓      использование собственной биографии.

2. Структура и характеристика произведения

Трилогия включает в себя три повести — "Детство", "Отрочество" и "Юность", которые скреплены одним героем и описанием становления и развития его личности.

Первая повесть "Детство" имеет следующие особенности:

✓      героем является маленький мальчик Николенька Иртеньев, живущий в атмосфере патриархально-помещичьего быта;

✓      герой ведет радостное, безмятежное существование, ощущая любовь и заботу близких;

✓      в герое присутствует радостное чувство гармонии, согласие с самим собой;

✓      прослеживаются мельчайшие движения человеческой души и смена переживаний и чувств ребенка;

✓      используется описание бытовых событий - сцен игр, охоты, бала, занятий в классной комнате, смерти матери для раскрытия черт характера ребенка и условий формирования его личности;

✓      описываются те черты, которые формируются у ребенка, — искренность, доверие к миру, естественность поведения;

✓      многие описываемые эпизоды взяты из детства самого автора;

✓      пора детства раскрывается с максимальным обобщением, несмотря на автобиографичность произведения.

Вторая повесть "Отрочество" имеет следующие особенности:

✓      продолжает многие мотивы первой части, но и существенно отличается от нее;

✓      у героя появляются такие качества личности, как аналитичность мышления, возникает потребность в философском осмыслении мира и поиске ответов на такие вопросы, как жизнь и смерть, душа и ее жизнь после смерти и т. п.;

✓      раскрывается новая фаза духовного развития ребенка, которая характеризуется следующим образом:

•        появляется новое представление о мире, которое заключается в более полном его сознании не только через себя и свою жизнь, но и через жизни других людей;

•        возникает понимание социального неравенства, причин существования богатых и бедных;

•        появляется представление и понимание того, что такое счастье и несчастье;

✓      растет разъединение подростка с окружающими его близкими людьми;

✓      происходит явственное осознание своего "я";

✓      сюжет повести приобретает напряженность, не свойственную первой части, которая связана с душевным кризисом подростка, а не с внешними событиями, которых по-прежнему немного, и с преодолением этого душевного кризиса с помощью дружбы с Нехлюдовым, который выступает как носитель идеи внутреннего совершенствования.

Третья повесть "Юность" имеет следующие особенности:

✓      повествует об укреплении у героя нового взгляда на жизнь, основой которого становится стремление к нравственному усовершенствованию;

✓      отражает трудности, с которыми сталкивается герой, двигаясь к своей цели, и среди них ключевыми являются:

•        разрушение детских и юношеских идеалов и мечтаний;

•        замена высоких представлений о жизни светским идеалом благовоспитанности;

✓      показывает через исповедь героя настойчивость его стремления к своей цели;

✓      рассказывает о тяготении героя к новым людям, разночинцам, которые обладают превосходством в жизненных знаниях, и обретение Иртеньевым связей с людьми является важной вехой в его личностном и нравственном росте, созревании;

✓      в последней главе, которая называется "Я проваливаюсь", рассказывает о крахе всех прежних моральных и философских идеалов и откровенном и честном признании героя в разочарованности прежними взглядами и образом жизни, но и это также является основой для дальнейшего нравственного и личностного развития и роста героя.

 

Граф Лев Николаевич Толстой — это великий русский писатель, прозаик и драматург, критик и публицист. Он появился на свет в имении Ясная Поляна около Тулы, обучался в Казанском университете на восточном и юридическом факультетах, служил в армии младшим офицером, участвовал в обороне Севастополя и был награжден за храбрость, затем вышел в отставку и посвятил свою жизнь литературному творчеству.

Как и многие другие писатели того времени, Л.H. Толстой начал с работы в художественно-документальных жанрах. Но при этом его литературным дебютом стала художественно-автобиографическая трилогия «Детство» (1852), «Отрочество» (1854), «Юность» (1857). Тяга к мемуаристике в молодом авторе — явление весьма редкое. В этом сказалось психолого-творческое воздействие произведений авторов натуральной школы, с которыми Толстой знакомился в отроческие и юношеские годы как с наиболее авторитетными образчиками современной литературы. Однако, разумеется, тут значимы и особенности личности Толстого. Например, показательно, что с восемнадцати лет он упорно вел дневник — это свидетельствует об исключительной склонности к самонаблюдению.

Трилогия "Детство. Отрочество. Юность" начинается, разумеется, с "Детства". У рассказчика Николеньки Иртеньева оно протекает в дворянской усадьбе, и основные вспоминаемые им коллизии связаны с личностями отца, матери, учителя Карла Иваныча, местного юродивого Гриши, ключницы Натальи Саввишны и др.; с классными занятиями, с «чем-то вроде первой любви» к девочке Катеньке, с другом детства Сережей Ивиным, с подробно, в духе «физиологии», описанной охотой, со столь же подробно описанным званым вечером в московском доме родителей, где герой танцует кадриль с Сонечкой, а после мазурки размышляет, что «в первый раз в жизни изменил в любви и в первый раз испытал сладость этого чувства». Смерть матери как бы подводит черту под беззаботным детством.

Трилогия "Детство. Отрочество. Юность" продолжается «Отрочеством». Здесь читатель встречает аналогичный деревенский и городской антураж, здесь сохраняются почти все прежние персонажи, но дети стали уже немного старше, их взгляд на мир, круг их интересов меняется. Рассказчик неоднократно подмечает это в самом себе, констатируя, например, что с приездом в Москву его взгляд на лица и предметы изменился. Властная бабушка заставляет отца убрать от детей Карла Иваныча — по ее словам, «немецкого мужика... глупого мужика». Его заменяют французом-гувернером, и герой навсегда лишается еще одного близкого человека. Перед отъездом Карл Иваныч рассказывает Николеньке интереснейшую историю своей жизни, которая в композиции «Отрочества» напоминает вставную новеллу.

Среди старших приятелей брата Володи появляется любопытная фигура - "студент князь Нехлюдов". Лицо с этой фамилией неоднократно снова будет выступать в произведениях Л.H. Толстого в будущем — «Утро помещика» (1856), «Люцерн» (1857), роман «Воскресение». В «Утре помещика» и «Люцерне» ему приданы некоторые лирические черты, явно свидетельствующие об определенном его автобиографизме.

Нетрудно заметить, что образу Нехлюдова уже в «Отрочестве» из трилогии "Детство. Отрочество. Юность" приданы черты alter ego автора. Сложность в том, что эту роль еще до его появления на страницах трилогии играет Николенька, а потому Нехлюдов выглядит после своего появления и своего рода духовным «двойником» рассказчика и его духовной «второй половинкой». Интересно, что Нехлюдов сделан Толстым более старшим по возрасту, чем Николенька, интеллектуально созревающий под его влиянием.

Дружба с Нехлюдовым выдвигается в центр повествования в третьей части трилогии "Детство. Отрочество. Юность" — «Юности». Герой поступает в университет, едет к исповеди в монастырь, влюбляется в сестру Нехлюдова Вареньку, самостоятельно делает светские визиты и снова встречает Сонечку (во время визитов перед ним вообще заново проходит ряд лиц, описанных в «Детстве»,— тем самым Толстой-автор как бы непринужденно замыкает композиционное «кольцо» трилогии). Отец Иртеньев вторично женится, Николенька снова влюбляется, участвует в студенческом кутеже и заводит новых товарищей в среде студентов-разночинцев. После первого курса герой проваливается на экзамене, его отчисляют из университета, он ищет дома «пистолетов, которыми бы мог застрелиться», домашние же советуют перейти на другой факультет. В финале на Николсньку «нашла минута раскаяния и морального порыва».

Толстовская трилогия "Детство. Отрочество. Юность" была повествованием о духовном созревании молодого современника. Не приходится удивляться, что она была понята и принята читателями-современниками, особенно остро и конкретно воспринимавшими все ее коллизии. Автор блестяще живописал реальный дворянский быт, но при этом художественно раскрыл внутренний мир взрослеющего мужчины — мальчика, подростка и затем юноши. Документальность основы толстовского повествования придавала ему особый колорит, которого невозможно достичь в романс с вымышленными героями и ситуациями. С другой стороны, молодой писатель проявил большое мастерство художественного обобщения, превратив фигуры реальных людей в литературные характеры.

Выполнить задание:

Посмотреть фильм о писателе по ссылке , ознакомиться с содержанием урока.


Выполненные задания отправлять на электронный адрес учителя: lyubow.sviransckaya2015@yandex.ru